mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
28.01.2015

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

От того, как все мы будем служить высокой миссии
православного просвещения, выстраивать соработничество
в этом направлении между церковными, государственными,
общественными институтами, зависит нравственный
климат в наших странах и благополучие в обществе в целом.

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, Председатель Международных Рождественских образовательных чтений


23 января 2015 года коллектив академии принял участие в организации и проведении конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», которая проходила в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Конференция объединила основные инициативные структуры нашего общества, которые в полном смысле этого слова сражаются за сохранение и развитие духовно-нравственного потенциала человечества не только в нашей стране, но и за ее границами. Главной целью работы форума стало формирование основных положений целостной концепции духовно-нравственного образования, воспитания и просвещения в высшей школе России. Участниками конференции от нашей академии, в том числе модераторами тематических круглых столов, авторами фиксированных выступлений и просто слушателями стали более 50 человек. Площадкой для мероприятия, уже традиционно, стал Российский университет дружбы народов, предоставивший свои аудитории для участников из многих городов Российской Федерации, а также зарубежных коллег.

На пленарном заседании выступил ректор ВГМА им. Н.Н. Бурденко д.м.н., профессор Есауленко Игорь Эдуардович с докладом, в котором он поделился накопленным опытом по привнесению православных ценностей в высшее медицинское образование с помощью осуществления добровольческой деятельности.

Открывая конференцию, ректор РУДН академик РАО, председатель ВАК России Владимир Михайлович Филиппов отметил, что в работе любого образовательного учреждения вопросы воспитания должны находиться на первом месте. Такая закономерность отражена в законе об образовании, в котором сказано, что «... образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Владимир Михайлович отметил, что сегодня на всех уровнях образования нужно выстраивать новую систему воспитания: «Когда Ломоносов создавал гимназию, на вратах было написано: «Грамматика. Арифметика. Здоровье. Стыд». Тогда не было слова «Воспитание», а было слово «Стыд». В настоящее время есть решение Президента Российской Федерации, ставшего инициатором создания направления воспитания в Российском Федерации, в частности, в области семейного воспитания. Был создан Совет при Президенте России по материнству и детству. В этой связи выполняется поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина разработать национальную стратегию развития воспитания в нашей стране. Министерство образования образовало комиссию по разработке стратегии воспитания, я возглавляю эту рабочую группу, поэтому очень важно, чтобы мы с вами тоже активно поучаствовали в этой работе, у нас с вами есть уникальная возможность объединить наши усилия и поделиться опытом, как реализовывать те или иные направления воспитания в российском обществе».

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Духовной академии и председатель направления Рождественских чтений «Духовное образование в Русской Православной Церкви», выступил с обобщающим докладом о духовно-нравственном воспитании в высшей духовной школе. Он сказал: «В высших учебных заведениях готовится будущее нашего государства, и именно от вузов в первую очередь зависит, каким нравственным потенциалом будут обладать люди нашего общества в дне завтрашнем. Подобные конференции призваны рассматривать проблемные вопросы в этом направлении, наметить пути их решения и определить, как можно и нужно бороться за нравственность в современных условиях».

Игумен Киприан, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, поделился перспективами по реализации Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», рассчитанной до 2020 года. В своем докладе он отметил проделанные шаги в развитии программы, в том числе, пользу проводимого соработничества с Советом медицинских и фармацевтических вузов России при активном участии ректора Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко д.м.н., профессора И.Э. Есауленко.

Свое выступление на пленарном заседании Игорь Эдуардович посвятил проблеме становления и развития добровольческой деятельности в медицинских вузах, необходимой для эффективного функционирования системы духовно-нравственного развития. Не вызывает сомнения, что подготовить настоящего специалиста в области здравоохранения невозможно без правильных духовно-нравственных ориентиров и начал. Соприкасаясь с болью и скорбями других людей во время различного рода благотворительных мероприятий, реальных дел на благо других, сердца студентов открываются для сострадания, любви, сочувствия и неравнодушия. Игорь Эдуардович показал эффективность проведения добровольческой деятельности в вузе в форме создания добровольческих центров на примере волонтерского объединения «Млечный путь» ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Большое количество мероприятий по оказанию помощи страждущим привносят христианские ценности в высшее медицинского образование, что, в конечном итоге, повышает не только эффективность системы здравоохранения, но и качество жизни всего общества. Игорь Эдуардович пригласил всех присутствующих принять участие во Всероссийском открытом творческом конкурсе среди студентов медицинских и фармацевтических вузов России «В лучах милосердия» и в 3-й Всероссийской конференции «Опыт и стратегия развития добровольчества в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации», что было поддержано Президиумом и участниками Конференции.

Протоиерей Геннадий Заридзе, председатель Межрегиональной общественной просветительской организации «Объединение православных учетных», раскрывая предложенную концепцию духовно-нравственного воспитания, говорил: «Идея создания Объединения православных ученых заключается в том, чтобы создать коалицию, единение в общем деле, это полезно как для страны, так и для самих людей, так и для мировоззренческой парадигмы этих людей. Главная цель – приобщение интеллигенции к морально-нравственным православным ценностям и патриотизма, внесение православных ценностей в российскую науку и образование. Необходимо, чтобы преподаватели и студенты вузов следовали принципу духовного внутреннего строения, чтобы не было хаотического состояния человеческого сердца, чтобы постоянно происходил процесс внутреннего развития, а обучение было комплексным. Это создаст полноценность образования, позволит созидать внутренний статус и жизненную позицию, без которой невозможно существовать на Земле». Объединение Православных ученых имеет свои филиалы в нашей стране и за рубежом, объединяет ученых и студентов Воронежских вузов.

Во время пленарного заседания также были затронуты темы, посвященные проблемам воспитания юношества, использования возможностей информационных технологий в духовно-нравственном воспитании молодежи, актуальным вопросам защиты семьи в контексте международного права, ценностно-смысловому управлению становлением духовно-нравственной культуры, интерпретации православных ценностей в высшей школе и др.

После завершения пленарного заседания конференция продолжилась на 10 круглых столах, обозначивших важные векторы развития системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе:

- теоретико-методологические и практические вопросы организации духовно-нравственного воспитания в высшей школе России;

- информационная безопасность как аспект духовно-нравственного воспитания молодежи;

- духовные основы гражданско-патриотического воспитания в вузах;

- духовно-нравственная культура. Взгляд молодых;

- массовая молодежная культура;

- противодействие духовным подменам в молодежной среде. Пути решения проблемы;

- духовность, нравственность и культура как базовые человеческие ценности. Вызовы, риски и ответственность современного общества и государства;

По предложению Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России при участии Воронежской государственной медицинской академии было организовано три круглых стола, отражающих особенности реализации духовно-нравственного воспитания в системе высшего медицинского образования:

- «аспекты здоровьесбережения в высшей школе», модераторами которого выступили ректор ВГМА им. Н.Н. Бурденко, д.м.н., профессор Есауленко И.Э., д.м.н., профессор Попов В.И. и д.м.н., профессор Габбасова Н.В.;

- «сохраняя память поколений», руководителями которого стали ректор Тверской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Калинкин М.Н. и ректор Ярославского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Павлов А.В.

- «возможности добровольчества для привнесения православных ценностей в высшее медицинское образование», модераторами которого были ректор Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко д.м.н., профессор Есауленко И.Э., ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова д.м.н., профессор Калинин Р.Е., и руководитель волонтерского объединения «Млечный путь» ВГМА им. Н.Н. Бурденко, д.м.н. доцент Атякшин Д.А.

Участники добровольческого движения Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко поделились собственным опытом в широком спектре воспитательной деятельности, ведущейся в стенах вуза на протяжении 10 лет. Все это стало возможным благодаря активно активной работе вуза по привнесению православных ценностей в высшее медицинское образование, в том числе, благодаря активной проводимой деятельности в сфере добровольческого служения.

По результатам работы Конференции был принят итоговый документ, в котором сформировано обращение к Президенту Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Патриарху Московскому и всея Руси, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и вузам России. Приятно отметить, что в этом документе есть предложения по развитию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе, базирующиеся на опыте Воронежской медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.