mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
19.04.2024

Беседа со студентами по профилактике суицидального поведения

Беседа со студентами по профилактике суицидального поведения

В рамках воспитательной работы на кафедре фтизиатрии 18 апреля 2024 года доцентом Хорошиловой Н.Е. проведена беседа со студентами 528 группы лечебного факультета на тему «Профилактика суицидов в медицинском университете».

Суицид является одной из наиболее злободневных медико-социальных проблем во всем мире. При изучении распределения суицидальной активности по возрастам на территории Российской Федерации один из пиков суицидальной активности отмечается в возрасте от 18 до 29 лет – «пик молодости». Подавляющее большинство студентов медицинского вуза относятся к молодому возрасту. Для этого возраста характерны свои клинико-психологические особенности. Широкое распространение суицидального поведения среди молодежи объясняется характерными возрастными изменениями. В этом возрасте недостаточно сформирована и устойчива система личностных убеждений, жизненных ценностей и установок. Высокий уровень повседневного стресса, академического и интерперсонального делает студента более уязвимым, ослабляя его способность преодолевать негативные события. Значимое влияние на возникновение суицидов имеет специфический циклический «академический» или «учебный» стресс – особый комплекс факторов, характерный для вузовской среды, куда входят самые разнообразные проблемы, связанные с учебной нагрузкой, успеваемостью, сдачей экзаменов и зачётов, нереалистичными ожиданиями и неминуемыми фрустрациями, недостатками в организации быта (питание, сон, общее здоровье), финансовыми трудностями.

image-18-04-24-11-27.jpg

Студенты медицинского вуза относятся к особой категории – они подвергаются повышенным учебным нагрузкам, обладают высоким интеллектуальным уровнем, при совмещении работы с учебой часто астенизируются, появляются расстройства сна вследствие работы ночью – все эти факторы влияют на возникновение и развитие суицидального поведения.

Академическая ситуация является лишь непосредственным стрессором, в то время как основная проблема многих ушедших из жизни студентов заключается в завышенных ожиданиях, скорее всего «заложенных» родителями, в их стремлении «вложить как можно больше» в своих детей, и одновременно в сложностях коммуникации с родителями. Стремление развить способности не всегда сочетается с умением сформировать такие характеристики, как жизнестойкость и стрессоустойчивость, что влечёт за собой неспособность принять своё поражение как временную неудачу и выстоять в трудной ситуации, найти ресурсы поддержки, обратиться за помощью.

В вузах для профилактики возникновения и развития суицидального поведения должны активно внедряться меры и программы превентивного характера и психологического сопровождения обучающихся, особенно, в периоды кризисов (поступление, период начальной адаптации, периоды сессий, угроза отчисления и т.д.).

Кафедра фтизиатрии