XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

28.01.2015

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

От того, как все мы будем служить высокой миссии
православного просвещения, выстраивать соработничество
в этом направлении между церковными, государственными,
общественными институтами, зависит нравственный
климат в наших странах и благополучие в обществе в целом.

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, Председатель Международных Рождественских образовательных чтений


23 января 2015 года коллектив академии принял участие в организации и проведении конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», которая проходила в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Конференция объединила основные инициативные структуры нашего общества, которые в полном смысле этого слова сражаются за сохранение и развитие духовно-нравственного потенциала человечества не только в нашей стране, но и за ее границами. Главной целью работы форума стало формирование основных положений целостной концепции духовно-нравственного образования, воспитания и просвещения в высшей школе России. Участниками конференции от нашей академии, в том числе модераторами тематических круглых столов, авторами фиксированных выступлений и просто слушателями стали более 50 человек. Площадкой для мероприятия, уже традиционно, стал Российский университет дружбы народов, предоставивший свои аудитории для участников из многих городов Российской Федерации, а также зарубежных коллег.

На пленарном заседании выступил ректор ВГМА им. Н.Н. Бурденко д.м.н., профессор Есауленко Игорь Эдуардович с докладом, в котором он поделился накопленным опытом по привнесению православных ценностей в высшее медицинское образование с помощью осуществления добровольческой деятельности.

Открывая конференцию, ректор РУДН академик РАО, председатель ВАК России Владимир Михайлович Филиппов отметил, что в работе любого образовательного учреждения вопросы воспитания должны находиться на первом месте. Такая закономерность отражена в законе об образовании, в котором сказано, что «... образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Владимир Михайлович отметил, что сегодня на всех уровнях образования нужно выстраивать новую систему воспитания: «Когда Ломоносов создавал гимназию, на вратах было написано: «Грамматика. Арифметика. Здоровье. Стыд». Тогда не было слова «Воспитание», а было слово «Стыд». В настоящее время есть решение Президента Российской Федерации, ставшего инициатором создания направления воспитания в Российском Федерации, в частности, в области семейного воспитания. Был создан Совет при Президенте России по материнству и детству. В этой связи выполняется поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина разработать национальную стратегию развития воспитания в нашей стране. Министерство образования образовало комиссию по разработке стратегии воспитания, я возглавляю эту рабочую группу, поэтому очень важно, чтобы мы с вами тоже активно поучаствовали в этой работе, у нас с вами есть уникальная возможность объединить наши усилия и поделиться опытом, как реализовывать те или иные направления воспитания в российском обществе».

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Духовной академии и председатель направления Рождественских чтений «Духовное образование в Русской Православной Церкви», выступил с обобщающим докладом о духовно-нравственном воспитании в высшей духовной школе. Он сказал: «В высших учебных заведениях готовится будущее нашего государства, и именно от вузов в первую очередь зависит, каким нравственным потенциалом будут обладать люди нашего общества в дне завтрашнем. Подобные конференции призваны рассматривать проблемные вопросы в этом направлении, наметить пути их решения и определить, как можно и нужно бороться за нравственность в современных условиях».

Игумен Киприан, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, поделился перспективами по реализации Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», рассчитанной до 2020 года. В своем докладе он отметил проделанные шаги в развитии программы, в том числе, пользу проводимого соработничества с Советом медицинских и фармацевтических вузов России при активном участии ректора Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко д.м.н., профессора И.Э. Есауленко.

Свое выступление на пленарном заседании Игорь Эдуардович посвятил проблеме становления и развития добровольческой деятельности в медицинских вузах, необходимой для эффективного функционирования системы духовно-нравственного развития. Не вызывает сомнения, что подготовить настоящего специалиста в области здравоохранения невозможно без правильных духовно-нравственных ориентиров и начал. Соприкасаясь с болью и скорбями других людей во время различного рода благотворительных мероприятий, реальных дел на благо других, сердца студентов открываются для сострадания, любви, сочувствия и неравнодушия. Игорь Эдуардович показал эффективность проведения добровольческой деятельности в вузе в форме создания добровольческих центров на примере волонтерского объединения «Млечный путь» ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Большое количество мероприятий по оказанию помощи страждущим привносят христианские ценности в высшее медицинского образование, что, в конечном итоге, повышает не только эффективность системы здравоохранения, но и качество жизни всего общества. Игорь Эдуардович пригласил всех присутствующих принять участие во Всероссийском открытом творческом конкурсе среди студентов медицинских и фармацевтических вузов России «В лучах милосердия» и в 3-й Всероссийской конференции «Опыт и стратегия развития добровольчества в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации», что было поддержано Президиумом и участниками Конференции.

Протоиерей Геннадий Заридзе, председатель Межрегиональной общественной просветительской организации «Объединение православных учетных», раскрывая предложенную концепцию духовно-нравственного воспитания, говорил: «Идея создания Объединения православных ученых заключается в том, чтобы создать коалицию, единение в общем деле, это полезно как для страны, так и для самих людей, так и для мировоззренческой парадигмы этих людей. Главная цель – приобщение интеллигенции к морально-нравственным православным ценностям и патриотизма, внесение православных ценностей в российскую науку и образование. Необходимо, чтобы преподаватели и студенты вузов следовали принципу духовного внутреннего строения, чтобы не было хаотического состояния человеческого сердца, чтобы постоянно происходил процесс внутреннего развития, а обучение было комплексным. Это создаст полноценность образования, позволит созидать внутренний статус и жизненную позицию, без которой невозможно существовать на Земле». Объединение Православных ученых имеет свои филиалы в нашей стране и за рубежом, объединяет ученых и студентов Воронежских вузов.

Во время пленарного заседания также были затронуты темы, посвященные проблемам воспитания юношества, использования возможностей информационных технологий в духовно-нравственном воспитании молодежи, актуальным вопросам защиты семьи в контексте международного права, ценностно-смысловому управлению становлением духовно-нравственной культуры, интерпретации православных ценностей в высшей школе и др.

После завершения пленарного заседания конференция продолжилась на 10 круглых столах, обозначивших важные векторы развития системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе:

- теоретико-методологические и практические вопросы организации духовно-нравственного воспитания в высшей школе России;

- информационная безопасность как аспект духовно-нравственного воспитания молодежи;

- духовные основы гражданско-патриотического воспитания в вузах;

- духовно-нравственная культура. Взгляд молодых;

- массовая молодежная культура;

- противодействие духовным подменам в молодежной среде. Пути решения проблемы;

- духовность, нравственность и культура как базовые человеческие ценности. Вызовы, риски и ответственность современного общества и государства;

По предложению Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России при участии Воронежской государственной медицинской академии было организовано три круглых стола, отражающих особенности реализации духовно-нравственного воспитания в системе высшего медицинского образования:

- «аспекты здоровьесбережения в высшей школе», модераторами которого выступили ректор ВГМА им. Н.Н. Бурденко, д.м.н., профессор Есауленко И.Э., д.м.н., профессор Попов В.И. и д.м.н., профессор Габбасова Н.В.;

- «сохраняя память поколений», руководителями которого стали ректор Тверской государственной медицинской академии д.м.н., профессор Калинкин М.Н. и ректор Ярославского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Павлов А.В.

- «возможности добровольчества для привнесения православных ценностей в высшее медицинское образование», модераторами которого были ректор Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко д.м.н., профессор Есауленко И.Э., ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова д.м.н., профессор Калинин Р.Е., и руководитель волонтерского объединения «Млечный путь» ВГМА им. Н.Н. Бурденко, д.м.н. доцент Атякшин Д.А.

Участники добровольческого движения Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко поделились собственным опытом в широком спектре воспитательной деятельности, ведущейся в стенах вуза на протяжении 10 лет. Все это стало возможным благодаря активно активной работе вуза по привнесению православных ценностей в высшее медицинское образование, в том числе, благодаря активной проводимой деятельности в сфере добровольческого служения.

По результатам работы Конференции был принят итоговый документ, в котором сформировано обращение к Президенту Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Патриарху Московскому и всея Руси, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и вузам России. Приятно отметить, что в этом документе есть предложения по развитию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе, базирующиеся на опыте Воронежской медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. 


Теги: 
Дополнительные изображения:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить