Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко
Всемирный день физического терапевта: история профессии и физическая реабилитация сегодня
Всемирный день физического терапевта: история профессии и физическая реабилитация сегодня
Именно в этот день в 1951 году в Копенгагене была создана Международная конфедерация физической терапии (WCPT), объединяющая на сегодняшний день более 350 тысяч профессионалов по физической реабилитации из разных стран.
По инициативе WCPT с 1996 года 8 сентября является Всемирным днём физического терапевта. Документированная история физической терапии насчитывает как минимум 2,5 тысячи лет. С течением времени физическая терапия превратилась из простых мануальных воздействий в сложный терапевтический комплекс, включающий различные специализированные методики.
Ассистент кафедры медицинской профилактики, врач-реабилитолог Коротков Андрей Борисович рассказывает об истории праздника и достижениях современной медицины в области реабилитации.
В России к специалистам по физической реабилитации традиционно относят врачей и инструкторов ЛФК, неврологов-реабилитологов. В данный момент также формируется профессиональный стандарт для «физического терапевта» и «эрготерапевта». Все перечисленные специалисты по праву могут считать 8 сентября своим профессиональным праздником.
Документированная история физической терапии насчитывает как минимум 2,5 тысячи лет. С течением времени физическая терапия превратилась из простых мануальных воздействий в сложный терапевтический комплекс, включающий различные специализированные методики.
Давайте обратимся к истории данного направления медицины.
Первые упоминания о физической терапии
Первая документация по физической терапии датируется V веком до н.э. и принадлежит перу Гиппократа. «Отец медицины» описал идею мануального подхода для облегчения боли. Помимо Гиппократа преимущества упражнений и физических воздействий при ряде заболеваний описал другой древнегреческий ученый Гектор, а также древние ученые Персии, Китая и Египта.
XIX ВЕК
На протяжении веков в области физической терапии наблюдался лишь незначительный прогресс. Только в девятнадцатом веке в Европе началось оформление физической терапии в отдельную профессию, сформировались первые профессиональные сообщества.
В 1813 году Пер Генриг Линг, «Отец шведской гимнастики», основал Королевский центральный институт гимнастики для массажа, мануальных манипуляций и физических упражнений. Для обозначения специалистов, «кто занимается гимнастикой для больных» появилось отдельное шведское слово «sjukgymnast». В 1887 году физическая терапия была официально зарегистрирована Национальным советом по здравоохранению и благосостоянию Швеции.
В 1894 году четыре медсестры в Великобритании сформировали Привилегированное общество по физической терапии (Chartered Society of Physiotherapy), которое на сегодняшний день является одним из наиболее крупных профессиональных сообществ.
XX ВЕК
В XX развитие физической терапии в основном было обусловлено последствиями двух Мировых войн. Однако были и другие предпосылки.
Физическую терапию как отдельный предмет стали преподавать в образовательных учреждениях: на базе Университета Отаго в Новой Зеландии (1913 г.) и колледжа в Портленде, США (1914 г.).
С 1917 по 1918 год физическая терапия в качестве «реабилитационной терапия» была очень востребована в связи с большим количеством раненых в Первую мировую войну.
Вспышка полиомиелита в 1920-х годах способствовала ещё большему спросу на физических терапевтов, что привело к большим прорывам в методах лечения. В следующие несколько десятилетий наблюдался дальнейший прогресс в данном направлении как следствие увеличения знаний в области медицины.
В 1921 Мэри Макмиллан учредила Американскую Женскую Физическую Терапевтическую Ассоциацию. Позднее организация была переименована на Американскую ассоциацию физической терапии (APTA). Мэри Макмиллан стала известна как «Мать физической терапии».
Невероятный прорыв в области физиологии и психологии в советской науке явился катализатором дальнейшего развития реабилитации во всём мире. Среди выдающихся трудов отечественных учёных, которые и по сей день являются базовыми концепциями двигательной реабилитации, прежде всего можно выделить следующие:
Анохин П.К., «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности» (1935 г.), «Философские аспекты теории функциональной системы» (1978) и др. работы – труды выдающегося физиолога, создателя теории функциональных систем.
Бернштейн Н.А., «О построении движений» (1947 г.) – фундаментальный труд выдающегося психофизиолога XX столетия и основоположника биомеханики. Более 50 лет продолжается развитие теорий двигательного контроля Бернштейна и системной организации функций Анохина, что находит отражение в обосновании множества прикладных подходов, используемых специалистами во всём мире.
Лурия А.Р., «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962 г.), «Основы нейропсихологии» (1973 г.) и др. работы – труды основоположника направления «нейропсихология», которая затем была выделена в специальную отрасль психологической науки, получила международное признание и явилась основой современной нейрореабилитации.
Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., «Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения» (1945 г.) - классический труд, в котором подводятся итоги исследований по восстановлению двигательных функций руки после ранений. Авторы дают научно-обоснованную теорию функциональной двигательной терапии.
Анохин П.К. Бернштейн Н.А. Лурия А.Р.
Данные фундаментальные труды получили мировое признание и послужили мощнейшим толчком развития физической терапии и нейрореабилитации, о чем до сих пор пишут Оливер Сакс, Элхонон Голдберг и другие всемирно известные нейрофизиологи и нейропсихологи.
Если проследить эволюцию физической реабилитации в XX в., то в этом развитии прослеживаются несколько эпох: «ортопедический» подход, главенствовавший до 40-50-х годов, сменился методами, направленными на активизацию процессов нейропластичности и обучение движению.
Именно в 40-х – 50-х годах XX столетия были разработаны нейрофизиологические методы ЛФК: бобат терапия, проприоцептивная нейромышечная фасилитация (ПНФ), сенсорные коррекции. Каждый из этих методов был своего рода протестом против традиционных, «ортопедических», подходов к реабилитации больных с двигательными нарушениями.
Чуть позже, преимущественно в 80-х годах прошлого столетия, появились методы активного двигательного обучения: целенаправленное двигательное обучение (task-oriented training), в том числе в виде CI-терапии и интенсивной круговой тренировки. Их создатели не только ориентировались на физиологические концепции восстановления функции, но и рассматривали организацию движения с точки зрения его зависимости от окружающей среды в которой движение выполняется, и цели, которая достигается посредством выполнения данного движения.
В 1980-х годах произошёл ещё один скачок в развитии направления в результате использования компьютеров и высоких технологий в медицине и науке в целом. Также разработаны и внедрены в медицинскую практику различные устройства (прежде всего электростимуляция), что повысило эффективность двигательной реабилитации.
В течение последних десятилетий XX века на Западе появились более узкие направления в рамках физической терапии: кардиологическая, неврологическая физическая терапия, спортивная медицина и многие другие.
Физическая реабилитация сегодня
В настоящее время в двигательную реабилитацию пациентов с различными заболеваниями внедрены высокотехнологичные методы: роботизированные устройства, нейрокомпьютерные интерфейсты, транскраниальная стимуляция головного мозга, технологии виртуальной реальности. Однако именно базовые методы физической реабилитации (комплекс лечебной гимнастики, эрготерапия, CIMT) остаются основными и наиболее эффективными подходами в отношении восстановления двигательной функции согласно последним данным доказательной медицины. Высокотехнологичные методы являются «адъювантной терапией»: их добавление как правило повышают эффективность восстановления, однако заменить базовые методы реабилитации они не могут.
Кафедра медицинской профилактики
Интернет-проект "Экскурс в историю"
Теги: Кафедра медицинской профилактики, Медицина, Экскурс в историю, Заметки о профилактике