mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
07.06.2021

«ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?» Итоги занятий, посвященных Дню Победы, прошедших на кафедре русского языка на отделении предвузовской подготовки МИМОС ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

«ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?» Итоги занятий, посвященных Дню Победы, прошедших на кафедре русского языка на отделении предвузовской подготовки МИМОС ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Учебный год на отделении предвузовской подготовки МИМОС ВГМУ им. Н.Н. Бурденко подходит к концу. Несмотря на трудности, связанные с дистанционным форматом обучения на неродном языке, иностранцы смогли не только освоить учебную программу, но и познакомиться с важнейшими историко-культурными особенностями России. Им были интересны занятия, посвященные праздникам и традициям нашей страны. Каждый раз просмотр презентаций или видеосюжетов вызывал всплеск эмоций и множество вопросов к преподавателям русского языка. Со временем некоторые учащиеся ОПП даже самостоятельно начали смотреть российские телепрограммы в Интернете и делиться друг с другом информацией и своими впечатлениями.

В мае 2021 г. преподавателями кафедры русского языка по традиции были проведены занятия, посвященные одному из главных праздников Российской Федерации – Дню Победы. На отделении предвузовской подготовки они прошли на платформе «Вебинар». В каждой группе преподаватели творчески подходили к разработке и проведению занятий. Например, иностранные учащиеся группы ОПП-002 заранее познакомились с лексикой по теме занятия «Роль СССР во Второй мировой войне. Уроки Великой Победы» и получили задание ответить на следующие вопросы:

1. Изучали ли вы в школе историю Второй мировой войны?
2. Когда началась и закончилась Вторая мировая война?
3. Какое государство начало Вторую мировую войну?
4. Что вы знаете о фашизме?
5. Какие государства участвовали во Второй мировой войне? (Какие страны воевали против фашизма)?
6. Кто (какое государство) победил(-о) во Второй мировой войне?
7. Какую роль сыграл СССР во Второй мировой войне?
8. Почему нельзя забывать уроки Второй мировой войны?
9. Почему в наше время в мире происходят войны?
10. Может ли война быть справедливой? В каких случаях?
11. Почему война – это страшное зло?
12. Были ли (происходят ли) на территории вашей страны войны? Что вы можете рассказать о них?
13. Что, по вашему мнению, должны делать люди для сохранения мира на Земле?

Принимая во внимание уровень владения учащимися русским языком, им было разрешено пользоваться интернет-ресурсами на родных языках. Педагогической задачей в данном случае являлось мотивирование учащихся к дальнейшему изучению темы, а также выяснение степени осведомленности иностранцев о важнейшей войне в истории человеческой цивилизации и о роли России (Союза Советских Социалистических Республик) в ней.

К сожалению, прогноз преподавателя относительно содержания ответов на вопросы полностью оправдался. И спустя 76 лет со дня окончания Второй мировой войны мы наблюдаем тотальное равнодушие молодежи большинства стран к событиям самой кровопролитной войны в мире и искаженное представление о ее итогах.

О Второй мировой войне они имеют смутное представление, поскольку изучали ее в школе в течение всего одного-двух уроков. А студент из Омана сообщил, что в его школьной программе вообще отсутствовала мировая история, и он изучал только историю своего государства. Такие источники информации, как художественная литература и кино, не использовались в принципе, поскольку, во-первых, молодые люди не читают книги (за исключением одной девушки, которая увлекается исключительно арабской литературой), во-вторых, интересуются фильмами развлекательного жанра. Один из студентов, правда, вспомнил голливудский «Перл-Харбор». И не удивительно, что на вопрос о стране-победителе все дали однотипные ответы: «США и союзники», «США, Великобритания, Советский Союз и Китай», «Америка, Советский Союз, Китай, Франция и Великобритания». Лищь в одном ответе в перечне стран-победителей Советский Союз был поставлен на первое место. Ответы на вопросы с первого по шестой представляли собой тексты из источников СМИ, освещающих данные исторические события с точки зрения англо-американских геополитических интересов. О масштабах трагедии Второй мировой войны в них говорится, например, так: «Вторая мировая война вызвала несколько исторически известных инцидентов, включая Холокост, атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки и бомбардировку Дрездена». Роль СССР в победе над гитлеровской Германией описывается более, чем кратко: «Советский Союз потерял в войне 20 миллионов человек, что привело к великому наступлению на Германию, которое привело к победе союзников». И на том, как говорится, спасибо! Зато потом акцент смещается на «оккупацию» восточноевропейских государств Советским Союзом. Вот такое представление об эпохальных событиях середины ХХ века, определивших судьбу множества народов и стран (в том числе и тех, откуда родом авторы эссе), имеют юные граждане Ближнего Востока, Африки и Португалии. И, к сожалению, не только они.

Подобные тенденции формирования отношения к мировой истории не могут не тревожить нас, потомков защитников и освободителей планеты от фашистского ига. Ведь мы не отрицаем, что США и остальные страны антигитлеровской коалиции внесли серьёзный вклад в победу над нацизмом, однако он несопоставим с той ролью, которую в ней сыграл СССР. И попытки фальсифицировать историю легко опровергаются общеизвестными фактами.

Из презентации, подготовленной преподавателем русского языка Е.Н.Гелашвили, иностранные учащиеся узнали основные факты о вкладе СССР и Красной (Советской) армии в победу над гитлеровской Германией и о роли других стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом. Затем состоялось обсуждение темы занятия «Роль СССР во Второй мировой войне. Уроки Великой Победы», учащиеся поделились своими впечатлениями от полученной в ходе занятия информации. Молодые люди пришли к выводу о том, что знать историческую правду о Второй мировой войне необходимо, чтобы не допустить ее повторения. Их заинтересовали факты о Великой Отечественной войне, и 9 мая они даже посмотрели трансляцию парада Победы в Москве. После майских «каникул» иностранцы с энтузиазмом рассказывали о том, что увидели, задавали вопросы преподавателю о его родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, и т.д.

Мы справедливо считаем, что народы всего мира должны знать и помнить: победа в Великой Отечественной войне досталась советскому народу неимоверно дорогой ценой, она была достигнута за счёт самоотверженности каждого советского солдата и труженика тыла, лишений всех слоёв общества, массового героизма и братского единства жителей многонационального государства.

Именно поэтому для каждого россиянина и гражданина стран Ближнего Зарубежья России память о подвиге предков является священной. Почти в каждой семье в те далекие годы кто-то воевал, кто-то погиб или пропал без вести, но вернувшиеся с фронта и пережившие тяготы войны ветераны и труженики тыла воспитывали своих детей и внуков в духе истинного патриотизма и гуманизма.

Пока в разных странах большинство участников Второй Мировой войны были живы, они свидетельствовали об истинной победе над фашизмом и японским милитаризмом, фильмы о войне пользовались успехом зрителей во всем мире, художественная литература воспевала подвиги героев, монументы в честь советских воинов-освободителей возвышались на центральных площадях городов Европы. Но, к сожалению, в наши дни в угоду геополитическим интересам некоторых держав искажается историческая правда, а подвиги героев забываются и обесцениваются. Но мира на планете от этого не становится больше! Наоборот – все новые и новые войны разгораются на разных континентах, унося миллионы жизней, сея голод и разрушения.

Иностранные учащиеся также рассуждали о природе войн. Вот цитаты фрагментов их эссе: «Война - это ужасное зло, потому что у нее всегда есть несколько сторон, и только одна сторона может победить, но есть также войны, которые необходимы для защиты таких прав человека, как свобода и независимость определенных народов. Португалия за свою историю имела множество сражений за свою независимость против существующих королевств Испании, Римской империи и Наполеона Бонапарта. Совсем недавно Португалия была вовлечена в колониальную войну против Анголы, Гвинеи-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Мозамбика и Кабо-Верде. Она закончилась 25 апреля 1974 года падением диктаторского режима, установленного Антониу Саласаром. Я считаю, чтобы избежать войн, нации должны научиться уважать друг друга» (Джунюр Кансете).

В наши дни студенты из Сирии знают, что такое война не по рассказам или фильмам. Они пережили бомбардировки, ужас ожидания смерти, потери близких и друзей, голод и лишения. Анджила Кусан из г. Алеппо пишет: «Мы не должны забывать уроки Второй мировой войны, чтобы вырастить сильное, образованное поколение, которое сможет защитить родину от врагов. Сегодня в мире происходят войны из-за жадности могущественных стран и их попыток контролировать остальные страны и эксплуатировать их богатства. Война - это ужасное зло, потому что она работает, чтобы разрушить страну, и на войне мы теряем много жертв, это несостоявшееся поколение! Если в моей стране идет война, мы должны быть одной рукой и сражаться с врагами, чтобы защитить нашу родину, нашу землю и нашу общую идентичность. Люди должны быть удовлетворены своими возможностями и не стремиться к потенциалу других, а также каждая страна должна обеспечивать все потребности своего народа, чтобы не создавать споров, ведущих к войнам». В устной беседе девушка рассказала о том, как в Сирии ценят помощь России в освобождении ее родины от радикальных террористических группировок и восстановлении системы здравоохранения и других систем жизнеобеспечения. Остальные учащиеся сообщили, что им близка геополитическая позиция России как государства, отстаивающего право каждого народа на свою национальную идентичность и государственный суверенитет.

Очевидно, что занятия, посвященные теме Второй мировой войны и Великой Отечественной войны необходимы современным студентам, россиянам и иностранцам. Максимального эффекта от реализации обучающих и воспитательных целей в этом случае можно достичь, совмещая учебный процесс с праздничными театрализованными мероприятиями, конкурсами и экскурсиями. И, несомненно, как только эпидемиологическая обстановка в России станет более благоприятной, кафедра русского языка возобновит традиции активного вовлечения иностранцев в культурно-просветительские мероприятия вуза и города.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОЛЬ СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»

Кафедра русского языка